ИНСТИТУТ СООБЩЕСТВ БИЗНЕСА ПОДМОСКОВЬЯ    





Содействие бизнесу в городах:
• Юбилейный
• Фрязино
• Щелково
• Валентиновка
• Балашиха
• Ивантеевка
• Пушкино
• Реутов
• Гагаринская
• Ногинск
• Циолковская
• Звёздный



Центральный административный округ (ЦАО)

Центральный административный округ (ЦАО) - почти вся Москва на рубеже XIX-XX вв. И те бурные перемены, которыми было так насыщено уходящее столетие, несомненно оставили свои отпечатки на облике центра столицы.

О центре Москвы много писали и пишут, его связывают с именами исторических и политических личностей, событиями и историческими фактами и, безусловно, именами людей, его населяющими. И действительно, на этой территории проживает население, которое обеспечивает такое понятие, как жилой, полноценный, живой город. И он продолжает оставаться живым, вопреки разговорам о том, что из центра "вымывается" население, и центр постепенно приобретает чисто административные функции. Днем в центре многолюдно и шумно, вечером - спокойно, и уютно.

Иногда его называют "городом в городе", но это, наверное, не совсем правильно, так как сам по себе центр не сможет существовать без периферии, точно так же, как и периферия без центра. И все эти тесные взаимосвязи обеспечивают такую бурную и контрастную жизнь Центрального округа.

При населении чуть более 600 тыс. человек на территории округа в общей сложности ежедневно находится в среднем около 2,5 млн. человек. Это обусловлено тем, что на территории округа расположены шесть из девяти железнодорожных вокзалов, свыше 170 тыс. предприятий всех форм собственности, в которых занято более 1,3 млн. человек, наибольшая часть государственных, республиканских, областных административных учреж-дений, министерств, ведомств, посольств и представительств.

В Центральном округе находится большая часть банковских учреждений, коммерческих и торговых организаций, культовых учреждений, театров, концертных, выставочных залов, музеев, спортивных комплексов, баров и ресторанов. Одним словом, Центральных округ - это сосредоточение интересов широкого спектра: науки, культуры, экономики, бизнеса, досуга и, безусловно, политики (в центре проводится около 95% всех демонстраций, митингов, пикетов, шествий и других массовых мероприятий).

При этом московский центр - пример крупнейшей инвестиционной программы строительства и реконструкции. На территории округа одновременно возводится в среднем около 300 крупных строительных объектов. И за последние семь лет в центре столицы произошли огромные изменения. Действительно, даже основательно покопавшись, не найти в истории Москвы такого короткого отрезка времени, в течение которого в историческом центре велась бы столь значительная реконструкция. К началу 90-х годов именно здесь накопились такие проблемы, что возникла угроза вообще потерять наш центр: "деградировали" целые кварталы, огромные участки коммуникаций. При старой системе выгоднее было осваивать новые, свободные участки, а в стесненных условиях центра, внутри заселенных кварталов и хрупких памятников истории и архитектуры реставрировали максимум один-два объекта в год, и то не всегда.

Если строили, то что-нибудь вроде Дворца съездов или гостиницы "Интурист". В начале 90-х существовала реальная угроза пойти на поводу чисто экономической ситуации и отдать центр Москвы на откуп коммерсантам. Тогда бы мы имели небоскребы из стекла и бетона: дешево, быстро, выгодно. Тем не менее удалось главное - сохранить тот самый неповторимый, "необщий" стиль Москвы, который представляет собой смешение стилей, гармоничное наложение эпох друг на друга. А попытка нашествия индустриального американизма, всех этих гладких стеклянных поверхностей, огромных и безликих, осталась лишь неудачной попыткой.

Примерно с 1993 г. начались интенсивные работы по реконструкции и обновлению исторического центра города. Это можно назвать настоящим событием в истории столицы.

Московский центр всегда был одним из самых привлекательных мест Москвы. На его облике отпечатались все повороты истории, результаты удачных и неудачных экспериментов, попытки модернизации и реализации суперпроектов. Одни объекты становились новыми символами столицы, другие, претерпев многочисленные изменения, уходили в небытие, оставаясь лишь на картинах художников или старых фотографиях. Многие объекты городского строительства и зодчества отличались лихорадочностью усердия и отрывочностью архитектурной мысли.

Примеров очень много - от разрушенных великолепных храмов и построенных на их месте невзрачных коробок до сносов незабываемых, исторических мест старой Москвы и строительства бессмысленных широченных и безлюдных проспектов с домами-зеркалами. Каждое из подобных строительств вымывало огромные деньги из государственного и городского бюджета. А вопрос целесообразности таких затрат долгое время оставался и даже остается до сих пор открытым. Что касается жилых зданий, то на рубеже 70-80-х годов тенденция была такова: из центра уходили строительные организации, инвестиции, центр ветшал, а на окраинах Москвы развивалось мощное индустриальное домостроение.

Дефицит городских бюджетных средств вынудил искать новые подходы, новые схемы. И тогда появилось ставшее привычным уже во многих других сферах интересов соотношение 50 на 50. То есть пятьдесят процентов инвестор построил и оставил себе, другие пятьдесят процентов - вложил средства, построил и передал городу. Как принцип, такая схема оказалась достаточно эффективной и практически беспроигрышной. И при помощи этой схемы в городе, в первую очередь, в центральной его части, начался бурный процесс реконструкции, который сдвинул с мертвой точки не только проблемы ветхих строений, аварийных домов, но и позволил решить самые, казалось бы, отодвинутые на дальний план задачи - реконструкцию школ, поликлиник, библиотек, музеев и т. д.

Так, постепенно, удалось дойти до реконструкции целых кварталов. Центру возвращается имидж обжитого, комфортабельного города, пережившего многие эпохи и поколения. Безусловно, в столице России трудно строить, но другой Москвы нет, поэтому каждое поколение обязано держать уровень, заданный нашими предшественниками.

Вопросы реконструкции впрямую касаются жителей округа: это и отселение жильцов из ветхих домов, и сохранение зеленых насаждений, и переустройство внутриквартальной инфраструктуры, и организация движения транспорта, парковок, гаражного хозяйства, пешеходных зон и многое другое.

Процесс реконструкции и строительства остановить невозможно. И здесь очень важно, решая одну проблему, максимально учесть интересы самого населения. Эта задача очень трудная, но решаемая.

И здесь необходима обратная связь с населением, поэтому проведение встреч с жителями округа, работа с обращениями граждан для нас считаются особенно важными и ответственными.

Одним из перспективных направлений префектурой обозначено предоставление самим жителям возможности управления жилыми домами и придомовой территорией, безусловно, с финансовыми средствами и ответственностью за эксплуатацию. Тогда через советы самоуправления, товарищества собственников жилья и другие формы жители смогут самостоятельно решать вопросы развития придомовой территории, коммунального хозяйства, содержания и эксплуатации жилого фонда. Этот вопрос в Центральном административном округе выделен в отдельную целевую программу, и в этом направлении ЦАО занимает лидирующую позицию среди других округов. И возможно, что развитие этого направления позволит решить задачи жилищно-коммунальной реформы, добиться экономии энергоресурсов, решить проблемы безопасности, покончить с вандализмом, навести порядок в подъездах и во дворах, одним словом, обеспечить самим себе условия здорового, процветающего города.

Несколько слов хотелось бы сказать о работе префектуры в других не менее важных направлениях. Большое место в нашей работе занимает организация деятельности потребительского рынка. Как показывает статистика, городской бюджет столицы на 30% состоит из отчислений, поступающих от предприятий потребительского рынка, при этом большую долю в этих отчислениях представляют организации, расположенные на территории центра Москвы, так как их около 40% (8480). И эти цифры постоянно растут: только в 1999 г. на территории округа было открыто дополнительно 211 предприятий торговли, 91 - общественного питания и 93 - бытового обслуживания.

Важным направлением в этой сфере у нас является организация детского питания в учреждениях образования. Два года назад в нескольких школах Красносельского района было предложено в качестве эксперимента попробовать принципиально новую систему организации детского питания, которая отличалась от традиционной тем, что представляла собой порционные завтраки и обеды в индивидуальной упаковке по подобию тех, которые предлагаются авиапассажирам, и поэтому такой метод получил название "пилотный". Результаты получились просто замечательные. Этот метод оказался практичным, наиболее удовлетворяющим требованиям гигиены, быстро приготавливаемым и - самое важное - завоевал высшую оценку у учащихся. Конечно, такая система организации детского питания составила жестокую конкуренцию школьным базовым столовым и комбинатам, работающим по старинке. По этому поводу было много различных разговоров, но прогресс очевиден, внедрение этой системы успешно продолжается, и в ближайшем будущем все школы округа будут работать по этому принципу.

Одним из значимых достижений был признан результат эксперимента по реализации продуктов питания социально-значимой группы по ценам с минимальными торговыми надбавками. Предложенная после финансового кризиса схема "магазин-банк-префектура", которая по согласованию с префектурой предоставляла возможность открывать целевые кредитные линии на льготных условиях уполномоченными банками Правительства Москвы, позволяла магазинам устанавливать минимальную торговую надбавку. В этом эксперименте приняли участие 20 магазинов совместно с тремя банками. Результатом эксперимента явилось реальное снижение уровня цен на 25 основных продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, стоимость которых по Центральному округу всегда превышала общегородской уровень. Эта идея уже подхвачена Южным и Юго-Западным округами столицы, где также успешно начала развиваться.

Вопросам социальной политики и поддержки населения префектура уделяет особое внимание, так как на территории округа проживает большое количество людей пенсионного возраста, инвалидов и малообеспеченных семей.

В округе действуют шесть районных управлений социальной защиты населения, которые обслуживают более 250 тыс. человек. Только за 1999 год остро нуждающимся было вновь назначено более 210 тыс. пенсий и пособий; произведены доплаты к пенсиям до социальной нормы; предоставлено более 2,5 тыс. санаторных путевок. Хорошо налажена работа отделений социального обслуживания на дому, в которых за прошлый год обслуживалось более 11 тыс. человек.

Начата работа специализированного социально-медицинского обслуживания на дому, одиноких лежачих больных, страдающих тяжелыми формами заболеваний. Управлением здравоохранения осуществляется комплекс мер по реализации целевых программ ЦАО, таких, как "Охрана здоровья матери и ребенка", "Безопасное материнство", "Планирование семьи", "Вакцинопрофилактика", "Лекарственные обеспечения". Организована работа девяти окружных консультационно-диагностических центров и кабинетов. Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан централизованно осуществляется фирмой "Биотек" в 27 аптечных пунктах округа. Эта сфера находится под непосредственным контролем префектуры и постоянно совершенствуется.

Время неумолимо движется вперед, и, казалось бы, совсем недавно мы задумывались о наступлении 2000 г. Как это произойдет, что будет с нами? Многие пытались представить себе атмосферу этого события, и, наверное, большинство из нас ставили перед собой какие-то определенные цели, задачи, программы. И вот это свершилось. Не каждому поколению отводится пережить ощущения на рубеже веков и тем более на рубеже тысячелетий. И понятно, что каждый для себя в какой-то степени подводит итоги своей деятельности, своим достижениям.

Центральный административный округ - это достаточно крепкое хозяйство, огромная ответственность, широчайший круг вопросов, нерешенных проблем и не менее широкие перспективы. Одним из самых приоритетных направлений был и остается вопрос наиболее полного удовлетворения интересов населения. И здесь недопустимы равнодушие, халатность, разгильдяйство. Мы предъявляем самые жесткие требования к чиновникам в вопросах, связанных с работой по обращениям граждан. В этой сфере много нареканий, мы знаем наши ошибки и принимаем меры к их исправлению.

Префектура ЦАО находится в постоянном контакте с населением. Не секрет, что здесь больше всего писем и обращений граждан по сравнению с другими территориями города. И, как правило, большинство обращений исходит от малообеспеченных и социально незащищенных слоев населения. И наша задача в том, чтобы эта категория жителей не чувствовала себя ущемленной, а полноценно участвовала в жизни общества.

Если откровенно, то управлять этой уникальной территорией довольно сложно и в то же время интересно. И сложность заключается не только в том, что работы действительно очень много, а во взаимосвязанности многих проблем. Очень часто бывает, что при решении одного вопроса волей-неволей можно коснуться целого вороха других вопросов и даже серьезных проблем. В таких ситуациях необходимо проявлять гибкость, использовать методы компромиссов, исключать конфликты между различными структурами власти и, безусловно, различными слоями самого населения.

На 1 января 2000 г. в ЦАО зарегистрировано 240 500 предприятий, организаций и учреждений, что на 13,4% больше, чем на начало прошлого года. Количество организаций, состоящих на учете в ЦАО на конец 1999 г. составляло 35% от общего числа зарегистрированных предприятий и организаций по городу. За 1999 г. промышленными предприятиями ЦАО выпущено продукции и оказано услуг промышленного характера в фактических ценах на сумму 33007,2 млн. рублей, что составляет 23,1% в объеме промышленной продукции города.

За 1999 г. предприятиями пищевой промышленности ЦАО было выпущено продукции и оказано услуг на 9531,3 млн. руб. Увеличился выпуск кондитерских изделий на 4,2%, муки - на 36,9%, маргариновой продукции - на 22,5% по сравнению с 1998 годом.

ОАО "Первый часовой завод" увеличил выпуск часов в 1,8 раза по сравнению с 1998 годом. На АОЗТ "Обойная фабрика" выросло производство обоев в 2,6 раза. Более чем на 30% по сравнению с 1998 г. было выпущено лекарственных средств столичным объединением "Мосхимфармпрепараты".

За 1999 г. ремонтно-строительными организациями ЦАО было введено в действие 5 школ на 3120 учебных мест, сданы в эксплуатацию хирургический корпус на 300 коек в Институте нейрохирургии им. Бурденко, а также одна поликлиника на 1278 посещений в смену.

За 1999 г. в ЦАО введено в эксплуатацию 206,5 тыс. кв. м жилой площади. Наибольший объем жилищного строительства в ЦАО произведен в районах Басманный и Пресненский - соответственно 65,7 тыс. кв. м и 38,2 тыс. кв. м.

Среди объектов строительства, законченных в 1999 г. на территории ЦАО, необходимо отметить следующие: муниципальный жилой дом по ул. П. Андреева на 8,5 тыс. кв. м, на ул. Госпитальный вал на 20 тыс. кв. м; строительство стартовых жилых домов для отселения пятиэтажных домов по программе их ликвидации по ул. Б. Декабрьская на 12,3 тыс. кв. м; возведено два корпуса по 12,6 тыс. кв. м на ул. Шоссе Энтузиастов для переселения жителей из пятиэтажек с улиц Рабочая и Новорогожская.

К важнейшим объектам строительства на территории округа можно отнести объекты "Гостиный двор" в Китай-городе, комплексное строительство в районе ул. Сретенки, культурный центр Мейерхольда на Новослободской ул., строительство торгово-развлекательного комплекса "Садовое кольцо" общей площадью 95 тыс. кв. м в районе Курского вокзала, Ледовый дворец Ирины Родниной на Шлюзовой набережной.

В каждом деле должно быть удовлетворение от полученного результата, иначе теряется смысл деятельности. И главным результатом работы префектуры, на наш взгляд, является оправданное доверие жителей, населяющих округ. Мы этим дорожим особенно и надеемся на то, что авторитет исполнительной власти будем держать на достойной высоте.

Особо ценные объекты национального наследия России, расположенные на территории округа

Московский Кремль
Государственный Академический Большой театр России
Государственный Академический Малый театр
Государственный Академический Малый театр (филиал)
Московская Государственная консерватория им. П.И. Чайковского
Российская Государственная библиотека
Российская Академия художеств
Московский Государственный университет им. М.В. Ломоносова
Государственный Исторический музей
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева
Государственный музей Востока
Государственный политехнический музей
Российский государственный архив древних актов
Государственный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки
Государственный научно-исследовательский
музей архитектуры им. А.В. Щусева
Московский Государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
Российский военно-исторический архив
Государственный архив Российской Федерации

Объекты культуры округа

Объекты национального наследия России 20
Театры и театры-студии 128
Концертные залы 23
Галереи, выставочные залы 23
Музеи 123
Государственные, ведомственные и профсоюзные библиотеки 109
Кинотеатры 22
Государственные, ведомственные и профсоюзные клубы, ДК, центры досуга 43
Парки культуры и отдыха, сады 14
Культурно-досуговые учреждения по месту жительства 141
Государственные музыкальные и художественные школы 28
Высшие и средние учебные заведения 21
Дома творчества 13
Концертные организации и коллективы 50
Общественные творческие организации: союзы, общества, ассоциации 115
Культурные национальные центры и объединения 54
Общественные фонды культуры, искусства, творческого наследия 59
Издательства 80
Редакции газет и журналов 198

Центральный административный округ:

Управа района «Арбат»
Управа района «Басманный»
Управа района «Замоскворечье»
Управа района «Китай-город»
Управа района «Красносельский»
Управа района «Мещанский»
Управа района «Пресненский»
Управа района «Таганский»
Управа района «Тверской»
Управа района «Хамовники»
Управа района «Якиманка».