ИНСТИТУТ СООБЩЕСТВ БИЗНЕСА ПОДМОСКОВЬЯ    





Содействие бизнесу в городах:
• Лосино-Петровский
• Загорянка
• Чкаловский
• Бахчиванджи
• Балашиха
• Ивантеевка
• Пушкино
• Реутов
• Гагаринская
• Ногинск
• Циолковская
• Звёздный



Комплексная программа развития и поддержки МП в САО

Малое предпринимательство, как неотъемлемая часть современной рыночной системы хозяйствования, на сегодняшний день является одним из самых перспективных секторов экономики, основой формирования среднего класса. Малый бизнес осуществляет деятельность во всех отраслях экономики округа и города. Однако, в результате кризисов 1998 и 2008 года, обвала банковской системы часть малых предприятий практически прекратила свое существование или уменьшила объемы производства. Комплексная Программа развития и поддержки малого предпринимательства 2008-2020 г.г. позволила стабилизировать ситуацию в сфере малого предпринимательства. Сегодня наблюдается рост этого сектора экономики.

Однако следует отметить, что не все еще сделано для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства. Складывающиеся социально-экономические условия не в полной мере позволяют реализовать потенциал малого бизнеса, как источника повышения доходности населения, роста производства. Существующая система поддержки малого предпринимательства не в полной мере отвечает требованиям времени, ограниченность финансовых средств и возможностей реального воздействия на процесс развития малого бизнеса со стороны структур поддержки не позволяет достигнуть серьезных результатов.

Успешное развитие малого предпринимательства возможно лишь при обеспечении благоприятных социальных, правовых, экономических условий. Необходима специальная система поддержки развития малого предпринимательства на основе комплексного подхода к решению сложившихся проблем.

Настоящая Комплексная Программа, рассчитанная на 2011-2023 г.г., разработана в соответствии с Законом г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в г. Москве» на основе анализа состояния малого предпринимательства округа и в целом по г. Москве. Она является продолжением системы мер, осуществленных Комплексной программой развития и поддержки малого предпринимательства в САО г. Москвы на 2008-2020 г.г. и направлена, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие и эффективную деятельность субъектов малого бизнеса в округе.

Приоритетными направлениями Комплексной программы являются:

1. Поддержка начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения.

2. Поддержка проектов, имеющих высокий мультипликативный эффект и бюджетную отдачу.

3. Поддержка проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке.

4. Поддержка проектов международных и донорских организаций, направленных на развитие предпринимательства в округе и Москве.

5. Поддержка проектов, направленных на импортозамещение.

6. Поддержка проектов, направленных на активизацию межрегиональных деловых связей.

Цель программы – реализация политики Правительства Москвы, направленной на:

-          обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на территории САО;

-          обеспечение занятости населения, особенно молодежи и незащищенных слоев общества за счет создания новых рабочих мест, а также расширения самозанятости населения;

-          насыщение рынка качественными и доступными товарами и услугами;

-          увеличение отдачи от использования городской собственности за счет передачи ее эффективным предпринимателям в сфере малого предпринимательства;

-          сохранение традиций ремесленничества и высокохудожественных производств.

Основные принципы программы:

·   комплексность – обеспечение основных потребностей малых предприятий при их становлении и развитии;

·      системность – обеспечение структурной системности и функциональной взаимосвязанности всех элементов инфраструктурной поддержки малых предприятий;

·   конкурсность – обеспечение равных прав и возможностей малых предприятий при получении поддержки и государственных заказов;

·   распределенность – рациональное перераспределение функций между структурами поддержки малых предприятий;

·   делегирование функций – обеспечение участия предпринимательских кругов, общественных объединений и союзов предпринимателей в реализации проектов Комплексной программы;

·   гласность – наличие полной и доступной информации о содержании мер поддержки и развития малого предпринимательства;

Ожидаемые конечные результаты программы:

·         поддержание общего количества устойчиво работающих предприятий на уровне не менее 20000 МП;

·         достижение темпов экономического роста в секторе малого бизнеса на уровне не менее 10% в год;

·         увеличение количества занятых в малом бизнесе до 30% всех работающих;

·         обеспечение налоговых доходов бюджета САО и Москвы от малого предпринимательства на уровне не менее 30% всех налоговых поступлений.

Совершенствование и развитие внешней среды, финансово-имущественной поддержки малого предпринимательства и окружной инфраструктуры САО

Становление и развитие малого предпринимательства является долговременным процессом, во многом зависящим от наличия благоприятных экономических, правовых, политических и других условий, в значительной степени определяемых государственными органами власти и управления.

Нормативные документы, регламентирующие предпринимательскую деятельность, каждый в отдельности преследует благие намерения. Однако, по ряду причин, не все положения этих документов полностью обеспечивают условия для реализации поставленных перед ними задач, и в совокупности они создают труднопреодолимые барьеры на пути становления предпринимательства.

Решением задачи по устранению административных барьеров в настоящее время является разработка и принятие норм, стимулирующих и создающих благоприятные условия для становления и развития малого предпринимательства

Значительная роль в реализации комплексных программ отводится административным округам и районам города. Проведение такой политики призвано обеспечить благоприятные условия выхода малых предприятий на рынки, доступ к финансово – кредитным ресурсам, участие в государственных заказах, устранение излишних административных ограничений, безопасность предпринимательской деятельности.

Решением проблем может стать и создание в САО Центра малого бизнеса. Это обеспечит содействие объединению предпринимателей по видам деятельности, интересам, организации доступных и квалифицированных услуг консультативных и деловых услуг, созданию баз данных, расширению межрегиональных связей, проведению общей рекламной политики.

Создание окружной общедоступной системы информационной поддержки для малого предпринимательства в значительной степени стимулирует предпринимательскую активность и приведет к повышению эффективности функционирования структур поддержки МБ и деятельности предприятий в сфере малого бизнеса, что в свою очередь облегчит решение ряда социальных и экономических проблем округа.

Все структуры, составляющие окружную систему, должны функционировать как компоненты единой сети, взаимодействуя и взаимно дополняя друг друга, придерживаясь единой идеологии развития, используя общую методологию, программное обеспечение, а также реализуя согласованную ценовую политику в обслуживании предприятий малого бизнеса. Они должны взаимодействовать с общегородскими и межрегиональными информационными структурами и системами.

Программа подразумевает максимальное приближение доступных и качественных информационных услуг потребителям – субъектам МП, значительное ускорение их предоставления с одновременной экономией материальных ресурсов.

В настоящее время для большинства МП Москвы, в том числе и САО, характерен низкий уровень информированности и отсутствие достаточных юридических, экономических и других знаний. Это не позволяет начинающим предпринимателям и субъектам МП ориентироваться в рыночной ситуации и грамотно вести хозяйственную деятельность. Кроме того, вследствие неумения подготовить инвестиционный проект, разработать «бизнес-план», субъекты МБ и молодые предприниматели теряют возможность получить приоритетное право на поддержку со стороны муниципальных и городских структур, финансово-кредитных институтов. Это в свою очередь обуславливает сложности с открытием своего дела, внедрения новых производств и т.д.

С другой стороны получение полного комплекса знаний сопряжено со значительными временными и материальными затратами, а введение в штат сотрудников предприятия всех необходимых специалистов для МП также не всегда оправдано экономически. Для предприятия значительно удобнее и эффективнее с меньшими временными и финансовыми затратами в нужный момент воспользоваться услугами эксперта-консультанта или периодически получать необходимую услугу на договорной основе со специализированной структурой.

Вопросы продвижения продукции, товаров и услуг особенно остро стоят для МП. Объективные трудности проведения рекламных кампаний, требующих значительных финансовых вложений, не позволяют субъектам МБ САО самостоятельно осуществлять данный, немаловажный для успешного функционирования предприятия, вид деятельности.

Существует объективная необходимость оказания поддержки субъектам МБ САО в области продвижения их продукции. Данная подпрограмма направлена на решение данных вопросов путем предоставления возможностей проведения объединенных рекламных кампаний для МП, что позволит значительно снизить затраты на рекламные мероприятия, и в то же время обеспечить необходимую эффективность, расширение рынков сбыта.

Немаловажное значение в данном направлении имеет и выставочная деятельность. Ежегодные ярмарки-выставки, а также организация в округе доступного для малых предприятий и ремесленников выставочного центра, действующего постоянно, будут способствовать продвижению товаров и услуг субъектов МБ.