ИНСТИТУТ СООБЩЕСТВ БИЗНЕСА ПОДМОСКОВЬЯ    





Содействие бизнесу в городах:
• Юбилейный
• Фрязино
• Щелково
• Валентиновка
• Лосино-Петровский
• Загорянка
• Чкаловский
• Бахчиванджи
• Свердловский
• Федоскинское
• Пироговский
• Болшево



Комплексная программа развития и поддержки МП в Зеленограде

    К началу 2014 года количественные показатели развития малого предпринимательства в Зеленоградском административном округе достигли следующего уровня:
    Количество малых предприятий – 2688.
    Количество ПБОЮЛ – 5200.
    Количество работающих – около 45 тысяч человек.
    Доля МП и ПБОЮЛ в доходах городского бюджета – 39,6%.
    Доля МП и ПБОЮЛ в сумме подоходного налога, собираемого в Зеленоградском АО – 30,8%.

    Малый бизнес сегодня осуществляет свою деятельность практически во всех отраслях экономики округа. Увеличивается доля предприятий занимающихся научно-техническим и инновационным бизнесом.

    На базе территориального агентства по развитию предпринимательства в 2013 – 2020гг. было организовано бесплатное информационное обслуживание и консультирование руководителей и работников малых предприятий округа. Кроме того, на территориальное агентство возложены определенные функции по регистрации малых предприятий, что позволило сократить временные затраты предпринимателей при прохождении этой процедуры.

    Нехватка малых предприятий потребительского рынка и услуг в «спальных» микрорайонах, а к ним сегодня, к сожалению, можно отнести и весь наш округ, потребовала от Правительства Москвы принятия мер по стимулированию размещения в них малых предприятий. В апреле 2014 года в Зеленоградском АО был создан муниципальный фонд, в который Правительство Москвы направило значительные финансовые ресурсы. Эти финансовые ресурсы были направлены на льготное кредитование малого бизнеса по приоритетным направлениям развития округа.

    Правительством Москвы были приняты важные решения по информационной поддержке малого бизнеса, предусматривающие развитие информационно-консультационных услуг для малого предпринимательства. Особое значение приобретает использование предпринимателями возможностей глобальной сети Интернет.

    Ставки арендных платежей для малых предприятий были «заморожены» на докризисном уровне, а для некоторых видов деятельности, таких, как ремесленничество и производство продуктов питания, снижены по сравнению с докризисными на 20%.

    Таким образом, принятые Правительством Москвы после кризиса в августе 2013 года экстренные меры позволили стабилизировать ситуацию в сфере малого предпринимательства. Сегодня наблюдается значительный рост этого сектора городской экономики.

    Вместе с тем следует отметить, что далеко не все сделано для обеспечения устойчивого развития малого предпринимательства, роль которого в жизни округа в ближайшие годы будет возрастать.

    Оценивая положительные тенденции в развитии компаний в 2012 - 2020гг., можно увидеть, что:

  1. Рост объемов производства продукции вызывает необходимость расширения производственных площадей, приобретения дорогостоящего оборудования, увеличения численности работающих.
  2. Высокий уровень разработок компаний требует соответствующих высоких технологий для создания конкурентной продукции.
  3. Развитие компаний влечет за собой усложнение менеджмента и, соответственно, потребность в кадрах, которые были бы способны эффективно управлять процессом создания инновационной продукции.
  4. Высокая стоимость инновационных проектов развитых компаний делает невозможным финансирование их из собственных средств и вызывает трудности в поисках источников инвестиций.

    При попытках компаний реализовать вышеперечисленные потребности возникают трудности, которые они не в состоянии решать самостоятельно:

  1. Фирмы не находят подходящих площадей с точки зрения надежного обеспечения энергоресурсами и долгосрочности арендных отношений.
  2. Инновационные компании не имеют возможности приобретения дорогостоящего оборудования из-за недостатка оборотных средств. Возникают трудности в размещении заказов на проектирование или производство изделий с использованием технологий, соответствующих заложенному в разработке научно-техническому уровню.
  3. Отсутствие специализированных учебных заведений по подготовке специалистов инновационного менеджмента не позволяют руководителям компаний подбирать специалистов в этой области. Ограничены возможности по переподготовке руководящего состава и специалистов инновационных предприятий.
  4. Несовершенство института венчурного инвестирования в России не позволяет зеленоградским инновационным компаниям привлекать частный, западный капитал, в частности через венчурные фонды, для инвестиций в развитие собственного бизнеса.

    С целью создания благоприятных условий для развития и устойчивой деятельности малых предприятий Зеленоградского административного округа, в рамках разработки «Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Зеленоградском административном округе г. Москвы на 2012-2023 гг.» намечено выполнение следующих мероприятий:

  1. Улучшение внешней среды для развития малого предпринимательства.
  2. Совершенствование и развитие финансово-инвестиционной поддержки МП.
  3. Совершенствование и развитие городской инфраструктуры поддержки МП.
  4. Система подготовки кадров для рыночной экономики.
  5. Интегральная поддержка малого предпринимательства.

    На возможность выхода новых предприятий на рынок существенное влияние оказывают ограничения их деятельности со стороны органов власти и управления всех уровней. Препятствия, связанные с необходимостью выполнения предпринимателями обязательных правил и процедур, предусмотренных как нормативными актами, так и действиями органов власти, существенно затрудняют создание и развитие малых предприятий. Именно поэтому в 1 разделе мероприятий комплексной программы намечено выполнение следующих проектов:

  • организация комплекса услуг облегчающих государственную регистрацию вновь создаваемых субъектов малого предпринимательства;
  • обеспечение деятельности Реестра субъектов малого предпринимательства по Зеленоградскому АО;
  • разработка и реализация механизма привлечения ресурсов для реализации проекта развития производственно-технологической зоны «Алабушево»;
  • освещение на окружном кабельном телевидении (телекомпания «Элитекс») и радиокомпании «Зеленоград сегодня» вопросов малого бизнеса, его роли в развитии экономики города, пропаганды успешного опыта предпринимательской деятельности;
  • проведение окружных конкурсов «Лучшее предприятие малого бизнеса» и «Профессионал своего дела» и пр.

    Реализация этих проектов позволит упростить процедуру регистрации малых предприятий, улучшить освещение вопросов малого бизнеса, его роли в развитии экономики округа, пропаганды успешного опыта предпринимательской деятельности в средствах массовой информации и на окружном кабельном телевидении.

    Практика предоставления специализированных оснащенных площадей инновационным компаниям показала высокую степень эффективности такой формы поддержки предпринимательства. Примером могут служить площади ОАО «Технопарк-Зеленоград» и инновационного комплекса МИЭТ. Фирмы, располагающиеся в инновационной инфраструктуре, как правило, имеют высокие показатели инновационного бизнеса.

    В настоящее время в Зеленограде существует дефицит таких площадей. Поэтому приоритетным направлением поддержки инновационной деятельности является развитие инфраструктуры. В рамках развития инновационной инфраструктуры МИЭТ в 2020 году в распоряжение инновационных компаний предоставлен новый корпус общей площадью 4000 кв.м. и принято решение о создании «Технологической деревни», которое предусматривает строительство 20 тыс.кв.м площадей, специально для размещения инновационных фирм. Финансирование начальной стадии проекта уже начато, имеются договоренности с управляющими компаниями венчурных фондов о предоставлении инвестиций с присутствием иностранного капитала. В то же время, для ускорения реализации начальной стадии проекта целесообразно привлечение дополнительных средств, в том числе на подготовку исходно-разрешительной и проектно-сметной документации на строительство.

    Необходимо продолжить практику по предоставлению средств коллективного доступа к дорогостоящему проектному и технологическому оборудованию, начатую в комплексе МИЭТ. Для этого необходимо сконцентрировать оборудование в отдельном элементе инфраструктуры, дооснастить современным типовым и специализированным оборудованием.

    Наличие в МИЭТ высококвалифицированных преподавателей сделало возможным создание на базе МИЭТ Зеленоградского филиала Университета инноваций, который должен стать организационной основой для обучения и переподготовки специалистов малых научно-технических предприятий в наиболее востребованных областях – маркетинга, международных стандартов качества, лицензирования и сертификации, финансового менеджмента, бухучета и налогообложения.

    Целесообразно создать в Зеленограде единый общегородской венчурный фонд с участием Российской ассоциации венчурного инвестирования, Государственного венчурного фонда России, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, зеленоградских промышленных предприятий и частных инвесторов.

    Такой подход к созданию общегородского венчурного фонда позволит аккумулировать в Зеленограде значительные финансовые ресурсы, достаточные для инвестирования серьезных инновационных проектов. Участие Российской ассоциации венчурного инвестирования дает дополнительные возможности по привлечению внимания зарубежных частных инвесторов и управляющих компаний реально действующих венчурных фондов.

    Реализация проекта создания на территории Зеленограда венчурного фонда позволит решить задачу финансирования высокорисковых, инновационных проектов научно-технических фирм города. Для создания портфеля инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства с целью централизованного привлечения внебюджетных ресурсов планируется реализовать проект частичной компенсации затрат по разработке (доработке) инвестиционных проектов малого предпринимательства.

    Планируется также дальнейшая работа по оказанию прямой финансовой помощи малым предприятиям округа через муниципальный фонд, что не исключает, однако, возможности прямого финансирования и через Московский городской фонд поддержки малого предпринимательства.

    Основные элементы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в округе в информационно-консалтинговой и обучающих сферах были созданы в рамках предыдущих комплексных программ, что позволило в значительной мере обеспечить предпринимателей Зеленограда квалифицированными услугами по различным аспектам предпринимательской деятельности. Однако в настоящее время практически отсутствует объективная информация о деятельности субъектов малого предпринимательства. А отсутствие достоверной информации о различных показателях предпринимательской деятельности не способствует принятию правильных управленческих решений.

    Сегодня очевидны пути дальнейшего развития окружной инфраструктуры, оказывающей консультационную и информационную поддержку малым предприятиям. Среди них создание:

  • территориального центра поддержки малого предпринимательства на базе действующих структур поддержки МП;
  • бизнес-интернет центра;
  • территориального информационно-аналитического центра на базе территориального агентства по развитию предпринимательства для проведения маркетинговых, аналитических, прогнозных исследований по проблемам малого бизнеса;
  • системы специализированных услуг, в том числе централизованного бухгалтерского учета и аудита.
  •     Реализация этих проектов позволит собрать под одну крышу все структуры поддержки и значительно расширить спектр предлагаемых ими услуг, провести широкий спектр маркетинговых, аналитических, прогнозных исследований, касающихся различных аспектов предпринимательской деятельности и развития территории, опирающихся на достоверные данные, обеспечить свободный доступ к информационным ресурсам через глобальную сеть Интернет предпринимателей города, развить систему предоставления специализированных услуг по бухгалтерскому учету и аудиту.

        Для внедрения новых технологий в сферу информационно-консалтинговых и обучающих услуг, для организации непосредственного взаимодействия предпринимателей в реальном режиме времени через глобальную сеть Интернет необходимо завершение начатых работ по созданию бизнес-интернет центра на базе территориального агентства по развитию предпринимательства.

        Для организации системы централизованного бухгалтерского учета и аудита в округе зарегистрирована аудиторская компания ООО «ТАРП-Зеленоград Аудит», в которой 49% в уставном капитале принадлежит территориальному агентству по развитию предпринимательства Зеленоградского АО г.Москвы.

        Социально-экономическое обоснование и эффективность Комплексной программы.

        В целом мероприятия «Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Зеленоградском административном округе г.Москвы на 2012-2023гг.» направлены на повышение устойчивости и эффективности работы уже существующих бизнесов в сфере малого предпринимательства, а также снижение рисков при организации новых производств.

        В период реализации программы мерами государственной поддержки должны быть охвачены от 3 до 4 тысяч малых предприятий города и предпринимателей.

        В рамках выполнения мероприятий программы предполагается обеспечить условия для сохранения действующих и вновь созданных малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица, позволяющие увеличить число рабочих мест в сфере малого предпринимательства до 50 тысяч человек.

        Предполагается, что по завершению мероприятий программы общий вклад малого предпринимательства в доход городского бюджета по Зеленоградскому административному округу г.Москвы достигнет 50%.