ИНСТИТУТ СООБЩЕСТВ БИЗНЕСА ПОДМОСКОВЬЯ    





Содействие бизнесу в городах:
• Юбилейный
• Фрязино
• Щелково
• Валентиновка
• Балашиха
• Ивантеевка
• Пушкино
• Реутов
• Гагаринская
• Ногинск
• Циолковская
• Звёздный



Характеристика развития малого предпринимательства в ЮВАО

В настоящее время в округе насчитывается около 12 тысяч малых предприятий, что составляет 22% от общего числа хозяйствующих субъектов.

Сравнительный анализ показал, что по сравнению с 2010 г. количественный состав МП значительно не изменился, но остановилось сокращение численности малых предприятий и наметились некоторые перспективы роста их количества - с 11,7 тысяч в 1999 г. до 11,9 тысяч в 2013 г.

Доминирующее положение как по количеству малых предприятий так и по числу занятых на них по прежнему занимают такие отрасли хозяйственной деятельности как торговля и общественное питание, строительство.

Изменился состав малых предприятий в отраслевом разрезе (диаграммы 1 –2, 5) – увеличилось количество предприятий в лёгкой и пищевой промышленности, в торговле, общественном питании. Намечается увеличение количества малых предприятий в области сферы бытового обслуживания населения.

Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях округа составляет более 76 тысяч человек, что составляет 53% от общего числа работающих на предприятиях округа.

За период с 2010 по 2014 г.г. значительно – на 14% увеличилось количество занятых на малых предприятиях округа, изменился состав занятых в разрезе по отраслям деятельности (диаграммы 3-4, 6).

Малое предпринимательство будет играть все более важную роль в экономике административного округа. Создание новых предприятий и новых рабочих мест именно в сфере малого бизнеса позволит решить проблему безработицы, особенно среди молодежи и женщин.

Принимая во внимание меры правительства Москвы по стимулированию предпринимательской активности и прежде всего по поддержке малого предпринимательства и темпы роста малых предприятий можно спрогнозировать динамику развития МП в 2011-2013 гг.

Прогноз развития сферы малого предпринимательства в ЮВАО на 2011-2013 г.г.

Основные показатели

2010

2011

2012

2013

Количество малых предприятий, тыс.

11,9

12,5

13,1

13,8

Среднесписочная численность работников, включая совместителей и

работающих по договорам подряда, тыс. чел.

76,1

80,5

84,5

89

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Благодаря усилиям Правительства Москвы малое предпринимательство города находится в более благоприятных условиях, чем в других регионах. Малый бизнес продолжает развиваться даже в условиях общеэкономического спада и застоя, тяжелых условий налогообложения и затрудненного доступа к финансовым ресурсам.

Анкетирование предпринимателей округа выявило основные факторы, затрудняющие развитие малого предпринимательства. Их можно разделить на две группы: макроэкономические и территориальные.

Величина налогов и сложность налоговой системы.

69% опрошенных предпринимателей указали, что величина налогового бремени и сложность налоговой системы сдерживают развитие малого предпринимательства и предопределяют высокий уровень теневой деятельности.

Отсутствие надежных правовых гарантий и нестабильность законодательства.

38% опрошенных предпринимателей отметили, что сложность, недостаточная четкость и частый пересмотр нормативной базы создают в работе предприятий немалые сложности и затрудняют работу на рынке.

Нестабильность законодательства резко увеличивает объем работы, связанной с ведением бухгалтерской и иной документации, а также предъявляет высокие квалификационные требования к работникам, которые отвечают за ведение этой работы.

Трудность доступа к банковским кредитам.

35% предпринимателей отметили, что часто испытывают нехватку оборотных средств. Проведенные исследования показывают, что малые предприятия мало пользуются банковскими кредитами. Трудности кредитования во многом обусловлены макроэкономической ситуацией. Снижение инфляции и ставки рефинансирования практически не влияет на вложение средств коммерческих банков в сектор малого бизнеса, т.к. у субъектов малого предпринимательства нет имущества, которое можно предъявить банку в качестве ликвидного залога.

Малые предприятия, в своем большинстве, не могут гарантировать возврат кредита ни суммой собственных активов, ни системой гарантий, ни поручительствами со стороны фондов, организаций, специализирующихся на поддержке малого бизнеса в виду неразвитости до настоящего времени таких форм поддержки. Из общего числа фондов, организаций, специализирующихся на поддержке малого бизнеса, только муниципальные фонды дают и кредиты, и гарантии перед другими финансово-кредитными учреждениями.

Проблема нежилых помещений.

В настоящее время каждому четвертому-пятому малому предприятию не хватает офисных площадей, а каждому третьему-четвертому – производственных (торговых) помещений.

Малые предприятия арендуют помещения у:

· предприятий и организаций - 40%;

· Москомимущества - 25%;

· снимают помещения без оформления соответствующих документов - более 30%.

Часть МП, не имея возможности арендовать нежилое помещение, осуществляют свою деятельность в квартирах руководителей или работников, что ставит предел развитию многих перспективных фирм.

Следует также отметить достаточно высокую стоимость выкупа прав аренды и стоимость приобретения объектов незавершенного строительства, что для многих МП является непосильной задачей.

Проблема продвижения товаров и услуг на рынке.

Многие предприниматели незнакомы с формированием рыночной стратегии. Проведение маркетинговых исследований субъектами малого предпринимательства еще не стало распространенной практикой, что повышает вероятность принятия ошибочных решений и связанных с ними финансовых потерь.

Потребность в юридической и коммерческой информации.

МП нуждаются в следующей юридической информации:

· о налогах, общей сумме налогообложения (60% опрошенных предпринимателей);

· о правилах и процедурах учета и отчетности (42,5% опрошенных);

· о возможностях предприятия отстаивать свои интересы в судебном порядке, о трудовом законодательстве, о лицензировании, о договорных отношениях, внешнеэкономической деятельности (30%);

· о банковском законодательстве (25%).

Информационные потребности в коммерческой информации:

· о внутренних рынках сбыта и ценах на них (50% опрошенных);

· о поставщиках и ценах (43%);

· об условиях кредитования, надежности банков и новых технологиях, партнерах для совместного производства (30%);

· о потенциальных инвесторах, о зарубежных потребителях (25%).

>Исследования показывают, что малые предприятия наиболее заинтересованы в получении следующих видов поддержки:

1) содействие в получении кредитов - 50%;

2) содействие в получении производственных помещений - 50%;

3) содействие в сбыте продукции - 44%;

4) отстаивание интересов в органах власти - 35%;

5) получение информации о рынках - 32%;

6) поиск партнеров для установления прямых связей - 29%;

7) рекламно-издательские услуги - 26%;

8) содействие в обеспечении безопасности - 26%;

9) содействие участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях - 24%;

10) получение информации о надежности партнеров - 23%;

11) получение информации о новых деловых инвестиционных проектах – 18%;

12) повышение квалификации, получение необходимых деловых знаний – 17%;

13) проведение маркетинговых исследований - 12%;

14) консультирование по российскому и зарубежному законодательству - 9%;

15) содействие в заключение контрактов с иностранными партнерами - 9%;

16) инвестиционное консультирование - 9%.

Реализация перечисленных ниже конкретных проектов данной программы, позволит решить большую часть проблем малых предприятий ЮВАО в сочетании с интересами развития конкретных территорий округа.